Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь — инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.
При создании в нашей группе речевого уголка «Говоруша», мы постарались оптимально организовать развивающую среду для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Задачи речевого уголка «Говоруша»:
— развитие речевого слуха;
— развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики;
— обогащение активного словаря.
Уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и художественного развития уголками. Соответствует возрастным и индивидуальным потребностям детей.
Наличие одушевлённого персонажа — игрушки «Мышка — Говорушка». Персонаж — хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.
Уголок оформлен в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. В нашем речевом уголке много развивающих игр, пособий для развития речи, мелкой моторики: это массажные мячи, весёлые прищепки, мозаика, «волшебный песок», пальчиковый театр и пальчиковая гимнастика, «пластилино-пластика».
Для развития речевого дыхания: мыльные пузыри, воздушные шары, ветряная мельница, «ветерок». С большим удовольствием мы играем в «Ветерок», что помогает нам развивать речевое дыхание, вызывает положительные эмоции, так же мы используем подставку с помощью которой мы закрепляем времена года, так — зимой здесь снежинки, весной — птички, летом — цветочки, осенью желтые листочки. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок.
Также, для развития мелкой моторики у нас есть контейнеры с разными крупами, с которыми мы играем в д/и «найди игрушку» и поднос с манной крупой, на котором мы рисуем пальчиком. А для развития слухового внимания у нас есть шумовые инструменты.
Воспитанники нашей группы самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути).
Воспитатели группы «Клубничка»: Титова О.А., Козяйкина Т.В.