Крупным достижением в области дошкольной педагогики и психологии 70-80 гг. явилось теоретическое экспериментальное исследование важнейшей детской деятельности – деятельности экспериментирования, осуществленное под руководством Н. Н. Поддьякова сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие видов детских деятельностей, так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н. Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте. Фундаментальный вывод сделан ученым в 1985 г.: детское экспериментирование является основой детского творчества, основой детского саморазвития.
Педагогический коллектив ДОУ №2 «Ягодка» основной акцент в работе по познавательно-исследовательской деятельности проводит в рамках экологического воспитания дошкольников.
На сегодняшний день охрана окружающей среды и развитие экологических основ у детей является актуальной как никогда.
У взрослых людей, а значит и у детей, преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры — люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. Но когда состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений. Экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей.
Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды» гласит: «Для того, чтобы овладеть минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, необходимо обеспечение обязательного преподавания основ экологических знаний».
Предлагаю совершить экскурсию по нормативным документам федерального и местного уровней, для того, чтобы показать актуальность и значимость данной темы.
В статье 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г. написано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
В «Концепции дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников» начинается с того, что «К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности», а именно: отношение к природе – ребенок испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; ценности преобразования — возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы; ценности переживания – ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому. Условия формирования этих ценностей – любознательность ребенка. В результате формируются начала экологического сознания. И только после этого освещается отношение к «рукотворному миру», отношения к явлениям общественной жизни и отношения к самому себе.
В пункте 3.3 Устава МБДОУ № 114 и Типовом положении о ДОУ одной из задач учреждения является «воспитание любви к окружающей природе». В «Концепции о правах ребенка» в статье 29 немного другая трактовка: «образование ребенка должно быть направлено на … воспитание уважения к окружающей природе».
В одном из пяти направлений развития и образования детей в ФГОС – познавательном развитии – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».
Таким образом, развитие экологических представлений у детей необходимо начинать с самого раннего возраста.
Чтобы определить с чего нужно начать формирование основ экологической культуры и экологических представлений обратимся к ФГОС.
ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на первом месте в освоение любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность. Но для организации любой деятельности с детьми необходимо, прежде всего, создать условия в групповом помещении и на игровом участке. Для этого обратимся снова к ФГОС: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой». И еще: «Вариативность среды предполагает наличие в ДОУ разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей».
Создав необходимые условия, выбрав формы работы, мы обращаемся к программам дошкольного образования, с помощью которых воспитываем у детей основы экологических представлений.
В МДОУ-детский сад №2 «Ягодка» реализуется основная общеобразовательная программа, разработанная на основе программы «От рождения до школы» под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. в которой, начиная со второй младшей группы, включены разделы «Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности», «Ознакомление с природой».
Еще одна из программ, реализующихся в ДОУ – программа «Юный эколог» под редакцией С. Н. Николаевой, 1999 год. Цели, прописанные в программе написаны в ФГОС в образовательной области «Познавательное развитие» и
звучат следующим образом: «Познавательное развитие предполагает … формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.
Содержание технологии познавательно-
исследовательской деятельности в ДОУ № 2
Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Исследования, начатые в непосредственно-образовательной деятельности, продолжаются в свободное время. В процессе экспериментирования дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни.
Экспериментальная деятельность развивает у детей самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Работу по познавательно-исследовательской деятельности мы начали с организации предметно-развивающей среды группы и участка ДОУ. Мы создали уголок природы, в который входят растения, материал для самостоятельного экспериментирования: лупы, песок, вода, глина и другое. Уголок природы соответствует требованиям программы, СанПиН и ФГОС. Реализация программ в данный момент происходит не в полном объеме, так как в «СанПиН» от 15.05.2013 г. прописано: «Размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещения не допускается».
В течении дня ребенок может выбрать объект для самостоятельного изучения. Например, видеть живой организм в разнообразии его свойств, жизненных проявлений – декоративные растения, рост и развитие лука, петрушки, укропа, веточки березы весной; оценивать состояние природных объектов, как живых организмов, так и среды обитания – хватает ли света растениям, необходим ли полив, рыхление земли, уход за уголком природы; прогнозировать различные по степени сложности и по содержанию воздействия на объект – утонет ли камень или ракушка в воде, что будет, если срезать зелень у лука и др.
Все свои наблюдения и опыты дети должны зарисовывать на бумаге и они очень любят это делать. Рисунки рассматриваются всеми детьми, делаются выводы.
Для боле углубленного освоения программного материала, удовлетворения любознательности и интереса детей к окружающему миру, необходимо разработать тематические экологические проекты, в которые включаются планирование деятельности, содержательный материал, консультации для родителей и др.
Материал, усвоенный в непосредственно-образовательной деятельности нужно закреплять на улице с помощью экспериментов. Например, «Поиск воздуха» (цель – обнаружить воздух в «лесу»), «Почему птицы могут летать?» (цель – найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющих приспособиться к жизни окружающей среде: дятел, кукушка, сова и др.), «Где растут грибы» (цель – выявить благоприятные условия для развития и роста грибов) и т.п. Дети с огромным удовольствием, проводя время на прогулке, будут заниматься экспериментами.
К началу учебного года необходимо составить перспективный план проведения экспериментов и опытов на весь учебный год. Все экспериментирование проводится поэтапно.
Этапы эксперимента | |
1-й этап
Осознание проблемы |
Часто задают вопросы на природоведческую тематику, пытаются искать на них ответы |
2-й этап
Формулирование задачи |
Делают первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога |
3-й этап
Продумывание методики |
Методику опыта излагает педагог; дети придумывают отдельные детали |
4-й этап
Выслушивание инструкций и рекомендаций |
Начинают выполнять инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно |
5-й этап
Прогнозирование результатов |
Начинают высказывать предположение, каким
может быть результат опыта, любят отвечать на вопрос: «Угадай, что получится?» |
6-й этап
Выполнение работы |
Работают вместе с воспитателем, а затем – под его непосредственным контролем |
7-й этап
Выполнение правил безопасности |
Начинают выполнять предупреждения относительно наиболее опасных моментов опыта. Иногда задают вопрос: «Можно ли так сделать?» Контроль со стороны взрослых обязателен |
8-й этап
Наблюдение результатов |
Продолжительность наблюдений увеличивается до 3-4 минут. Воспитатель детально комментирует ход наблюдений и эксперимента. Вводятся несложные повторные наблюдения |
9-й этап
Фиксирование результатов |
Начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки |
10-й этап
Анализ полученных данных |
Начинают находить и отмечать различия между объектами. Хорошо понимают простейшие одночленные причинно-следственные связи. При анализе результатов нужна постоянная помощь воспитателя |
11-й этап
Словесный отчет об увиденном |
Составляют короткие рассказы об увиденном. Нуждаются в помощи и моральной поддержки педагога |
12-й этап
Формулирование выводов |
Называют причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов |
В старшей группе для более углубленного изучения объекта природы, нужно привлекать родителей для совместной с детьми самостоятельной работы. Родителям предлогать составить доклад по данной теме, куда входит: изучение произведений литературы, фиксация вопросов по ходу прочтения, ответы родителей на них, проведение опытов, фиксация вопросов по ходу проведения эксперимента, выводы. Родители с удовольствием откликнулись на предложенную форму работы. Все опыты, проведенные в домашних условиях, повторяются в детском саду. Дети сами будут рассказывать о том, что узнали дома другим ребятам.
В конце месяца оформлять результаты исследовательской деятельности в отдельную папку.
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемый в процессе воспитания и всестороннего развитии детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Знания, приобретенные в этом виде деятельности дают замечательные результаты. В начале и конце учебного года результаты проводить диагностику усвоения программного материала разделов «Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности», «Ознакомление с природой».